Карта сайта
2 ноября 2017, 05:02

Елена Новицкая: В образовательной сфере есть место инициативам депутатов Думы Владивостока

Заместитель председателя Думы города Владивостока – о работе депутатов с родителями и педагогами

Деятельность депутатов Думы Владивостока разнообразна. Она не ограничивается участием в заседаниях, работе в профильных комитетах, принятием муниципальных правовых актов и решений Думы. Немало времени проводят народные избранники на избирательных округах, встречаясь с гражданами и представителями общественности. О том, каким образом строится такая работа в важной для города сфере дошкольного и дополнительного образования, корр. ИА PrimaMedia рассказала заместитель председателя Думы города Владивостока, руководитель фракции «Единой России» в Думе города Владивостока Елена Новицкая.

- Елена Валерьевна, как известно, одно из направлений деятельности депутатов Думы Владивостока – работа с учреждениями образования. Не могли бы вы рассказать об этом подробней?

- Обеспечение граждан общедоступным качественным образованием является приоритетным направлением органов местного самоуправления города Владивостока. Муниципальная программа «Развитие образования города Владивостока» на 2014-2018 годы является самой крупной по бюджетному финансированию. В 2016 году на реализацию программы было израсходовано 5,5 млрд рублей, что составляло практически половину бюджета Владивостокского городского округа. Из них на развитие системы дошкольного образования было направлено 2,16 млрд рублей.

В результате в 2016 году были введены в эксплуатацию после строительства и реконструкции три дошкольных учреждения по адресам: ул. Терешковой, 5а; ул. Маковского, 201; ул. Порт-Артурской, 68. В 2017 году открыт детский сад на ул. Интернациональной. Таким образом, в настоящее время в городе функционируют 120 дошкольных образовательных учреждений. Все дети в возрасте с 3 до 7 лет обеспечены путевками в детские сады. Проведено комплектование 45 групп для детей с 2 до 3 лет и одна группа для детей от 1,5 до 2 лет. Следующий этап – обеспечить путевками в дошкольные учреждения малышей в возрасте с 1,5 до 3 лет.

За счет средств бюджета Владивостокского городского округа проведены мероприятия направленные на улучшение условий для пребывания детей в дошкольных учреждениях: проведены ремонты помещений детских садов, пищеблоков, санузлов, систем холодного и горячего водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, технологического оборудования. Отремонтированы фасады зданий в четырех учреждениях, кровли 28 зданий. Проведены работы по благоустройству территорий семи учреждений.

Установлены льготы по оплате за пребывание ребенка в муниципальном дошкольном учреждении. Полностью освобождены от оплаты родители и законные представители детей-инвалидов, детей-сирот; детей, оставшихся без попечения родителей; усыновленные дети.

Большое внимание уделяется созданию необходимых условий для детей с ограниченными возможностями здоровья. В рамках реализации муниципальной программы «Доступная среда» в городе созданы и функционируют шесть групп кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья на 50 мест в муниципальных дошкольных учреждениях. С детьми работают учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, воспитатели детского сада, имеющие высшую и первую квалификационные категории.

Для привлечения в сферу образования нового поколения высококвалифицированных специалистов, владеющих современными методиками и технологиями обучения, выделяются бюджетные ассигнования на выплату единовременных пособий молодым специалистам, поступившим на работу, и ежемесячных надбавок молодым специалистам, работающим в муниципальных учреждениях дошкольного, общего, дополнительного образования.

Бюджетные ассигнования выделялись на мероприятия, направленные на повышение квалификации и престижа профессии педагога. В целях поддержки педагогических работников родители, относящиеся к младшему обслуживающему персоналу в муниципальных дошкольных учреждениях, освобождаются от платы за одного ребенка - на 50 процентов, за двух и более детей - на 100 процентов. Воспитатели муниципальных дошкольных учреждений освобождаются от платы за каждого ребенка на 50%.

Помимо этого, депутаты принимали участие в ряде важных мероприятий в рамках организации деятельности по взаимодействию с представителями системы образования, общественных организаций и родительского сообщества. В том числе в мероприятиях проекта «Единой России!» «Детские сады — детям», координатором которого на территории Приморского края я являюсь.

В рамках реализацией проекта «Детские сады - детям» создан Общественный совет, первое заседание которого состоялось 16 июня 2017 года в Думе города Владивостока. В нем приняли участие депутаты Думы города Владивостока, председатель Приморского регионального отделения Всероссийского общественного движения «Матери России», руководитель программы «Объединение приемных родителей Приморского края» Светлана Каня; председатель Приморской ассоциации дошкольных и школьных образовательных организаций Олеся Панькова, директор Благотворительного фонда «Владмама» Ольга Романова, заведующая муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Центр развития ребенка – детский сад № 185» Жанна Седышева.

Сейчас у нас есть несколько направлений, которые должны обозначить качественное изменение дошкольного образования. Ведь как раньше рассматривали детские сады? Прежде всего, как систему ухода и присмотра за детьми. Но как система именно начального образовательного процесса - детские сады, по существу, не рассматривались.

Последняя реформа образования в России обозначила, что сейчас детский сад — это не только место, где ребенку должно быть комфортно и уютно, где его должны вовремя покормить, уложить спать, вывести на прогулку, но и как место, где большое внимание уделяется образовательному процессу. При этом качество образовательного процесса должно быть максимально унифицировано.

Другими словами, не должно быть разницы, где расположен детский сад, куда ходит ребенок, — в поселке Береговом, Трудовом или в центре Владивостока на улице Светланской. В связи с этим возникает необходимость унифицировать и оценку качества дошкольного образования родителями. Вопрос качества дошкольного образования, вопрос оценки этого качества и проходит красной нитью во всех наших мероприятиях. Мы провели родительское собрание вместе с депутатом Госдумы Ларисой Тутовой в детском саду «Ласточка» на улице Русской, который является инновационной площадкой Советского района в сфере дошкольного образования с очень квалифицированным педагогическим составом.

Это был один из первых детских садов, попавших в программу реконструкции дошкольных учреждений. Он был открыт в обновленном виде в 2010 году. Там очень хорошая территория, красивые игровые площадки, уютные помещения. Но главное даже не в этом, а в содержании образовательного процесса, в том, что происходит с детьми в этом детском саду. И в этом смысле «Ласточка» является примером того, как воспитатели очень профессионально занимаются развитием детей, выстраивают образовательный процесс.

В «Ласточке» практически каждая группа являются тематической в той или иной области профориентации. Где-то изучаются биология и строение человека, где-то больше патриотическая направленность, пожарное дело и служба Родине, где-то конструирование. В других детских садах, например, в «Чайке» на улице Магнитогорской, тоже есть классы профориентации, там есть и медицинское направление, и театральное.

Конечно, родителям, которые приводят ребенка в детский сад, очень важно понимать, что будет происходить там с их ребенком. Но самим родителям оценить качество образования бывает сложно.

Скажем, в школе есть дневник, благодаря которому понятно, насколько ребенок готов по тому или иному предмету, каковы его оценки и результаты по итогам четверти и года. В вузе есть зачетная книжка.

В детском саду ничего этого нет. Поэтому на сегодняшний день система информирования родителей о качестве образования в детских садах стоит на первом месте. Родитель должен знать, усваивает ли ребенок ту программу начального образования, которую ему преподают, не отстает ли он в развитии или, наоборот, имеет какие-нибудь особые способности, благодаря которым опережает своих сверстников.

Родителям важно понимать, готов ли их ребенок к переходу на следующий этап образования, то есть к школе. Им нужно знать, насколько уровень образования именно в этом дошкольном учреждении соответствует уровню образования в соседнем детском саду или в целом уровню образования по городу Владивостоку.

Для того, чтобы родители получали такую информацию, необходимо вводить соответствующие критерии. С другой стороны, мы должны и стимулировать дошкольные образовательные учреждения к качественной работе, чтобы воспитатели действительно занимались образованием детей. Многие из педагогов, конечно, энтузиасты своего дела, они любят свою профессию. И этот соревновательный дух, профессиональное соперничество помогут значительно усилить образовательную составляющую в детских садах.

- Что нужно сделать для этого? А, может быть, уже делается?

- Конечно, делается. Еще 2 года назад депутаты IV созыва, принимали решения о введении грантов для школ. Выделялось 10 млн рублей, и эти средства распределялись грантовым способом. Школа заявляла какой-то проект, который собиралась реализовывать в течение года, и получала средства на реализацию этого проекта. Сегодня мы говорим о том, что такая грантовая поддержка должна быть и в дошкольных образовательных учреждениях и в учреждениях дополнительного образования.

Сегодня в городе 120 детских садов и 21 учреждение дополнительного образования (это различные кружки и студии, действующие на территориях города). Депутаты предлагали, чтобы городские учреждения допобразования тоже были простимулированы за счет грантовой поддержки. Депутатский корпус рассчитывает увидеть это в бюджете города Владивостока на 2018-2020 годы. И при принятии бюджета мы будем обращать на это внимание.

- Хотелось бы поговорить и про общественное влияние на деятельность дошкольных учреждений. Согласитесь, общественный контроль и участие в судьбе детских садов – это очень важно.

- Сейчас, наверное, практически в каждом детском саду есть такой общественный институт управления, как попечительский совет или родительский комитет. От активности этого комитета очень многое зависит. Одно дело, когда родители остаются один на один с проблемами, возникающие практически у каждой семьи, которая впервые повела ребенка в детский сад: понравится ли ему там, будет ли контакт с воспитателем, как готовится к праздникам, потребуются ли дополнительные платежи.

Всю эту систему взаимодействия, отношений родителей, детей и воспитателей, конечно, должен контролировать общественный орган. Хорошо, если родительский. Еще лучше, если, кроме родителей, туда входят эксперты, депутаты по округу, ветераны педагогического труда, которые лучше всего могут оценить изменения, происходящие сегодня в системе образования.

На родительском собрании в «Ласточке» мы обсуждали проблемы конкретного детского сада и, моделируя на его примере систему образования, пришли к выводу, что необходимость в создании таких общественных советов, общественных групп, конечно же, существует.

И уже в ходе приема, который провели в приемной Дмитрия Анатольевича Медведева, пригласив туда родителей с волнующими их проблемами, мы увидели необходимость реализации проекта «Детские сады — детям!» на еще бόльшей территории.

Причем дело не только о грантовой поддержке. Мы говорим в целом о системе модернизации детских садов. Однако эта модернизация не должна проходить через сокращение финансирования, через так называемую оптимизацию работы, сокращение дополнительных педагогов, логопедов, психологов, дефектологов. Это реорганизация не должна происходить через жесткое администрирование выдачи путевок, когда родителям выдают путевку в детский сад в одном районе, а живут они в другом, и изменить ничего нельзя. Я считаю, что во всех этих вопросах есть место депутатскому вниманию.

- Я знаю, что у нас в Приморье создана Ассоциация негосударственных образовательных учреждений. Депутаты каким-то образом контактировали с этой ассоциацией, вели работу с частными детскими садами?

- С частными детскими садами работаем, приглашаем на все заседания нашего общественного совета. У нас даже есть представитель этой организации, но дело в том, что частные детские сады — это очень широкое понятие. Есть детские сады, которые оказывают консультативные услуги и не реализуют образовательную программу. Есть дошкольные образовательные учреждения, которые организуют образовательную программу, и на такие образовательные учреждения выделяются финансовые средства точно так же, как и на государственные детские сады.

 С чего мы начали наш разговор? С необходимости сегодня родителям знать, как идет образовательный процесс его ребенка. Если мы найдем критерии, по которым родитель может оценивать качество образования, ему тогда будет не важно, в какой детский сад водить ребенка - в государственный или в частный. Критерии должны быть едины. Родитель должен понимать, отвечает ли эта структура требованиям, в которых сегодня работает детский сад. Или это учреждение действительно занимается профанацией, и никакого образовательного процесса там нет.

- Кто должен разрабатывать эти критерии?

-  Это должны сделать уполномоченные органы, причем не только на территории города Владивостока, на всей территории Российской Федерации. А наша задача-транслировать этот запрос на федеральный уровень.

- Знаете, это очень важно, потому что иногда родители принимают за элементы инновационного образования какую-то суету, некий флёр, красивые стены, обстановку. А образования как такового нет. Потом они сталкиваются с тем, что ребенок просто не готов к школе, отстает от своих сверстников.

- Во Владивостоке на слуху есть такие негосударственные учреждения. Есть красивые названия, за которыми на самом деле скрываются программы для детей с синдромом Дауна, с аутизмом, с другими особенностями развития. А эти программы предлагают для здоровых детей. И это неправильно. Идет подмена понятий. Мол, мы придумали красивое название и предлагаем детям без особенностей здоровья идти и развиваться по этой программе.

- Елена Валерьевна, каким вам видится взаимодействие представителей родительского сообщества и депутатского корпуса?

- Крайне важно, чтобы родители понимали, что на округе есть депутат городской Думы, который знает каждый детский сад в своем районе, который с помощью своих депутатских полномочий может посетить любое муниципальное учреждение, проверить качество питания, качество территории, безопасно ли там детям, достаточно ли оснащен детский сад, гуляют ли дети днем, что происходит в группах. Сидят ли дети целый день у телевизора и смотрят мультики или, действительно, там проводятся занятия и полезные мероприятия? И каким образом идет сбор средств и как они распределяются?

Депутат может и должен включиться в этот процесс. Родители ни в коем случае не должны оставаться один на один со своими проблемами. Они должны чаще обращаться к депутатскому корпусу, к депутату, работающему в их районе, для того, чтобы включить представительный орган власти в систему образовательных услуг.

И когда депутаты увидят запросы родителей с территорий, они сконцентрируют их в Думе, выделят реальные проблемы, требующие решения: устройство детских площадок, спортивных сооружений, необходимость учреждения работать с родителями. Собирая и анализируя обращения родителей, на уровне Думы уже можно будет принимать соответствующие решения.

- Понимаю. То есть, Вы призываете родителей активнее обращаться к депутатам? И, с другой стороны, призываете коллег активнее обращать внимание на образовательные учреждения?

- Совершенно верно. За пять лет исполнения своих полномочий депутат может проследить выпуск в школу образованных, воспитанных, порядочных детей, патриотов своего города. Ведь воспитательный процесс включает в себя и патриотическое воспитание. И начинается оно в детском саду.

Представляете? Ребенок видит депутата в 4 года, 5 и 6 лет. Каким он вырастет человеком? Будет ли он знать, что есть депутатский корпус, и что депутат пришел помочь маленьким жителям Владивостока? Захотят ли дети сами стать депутатами? Это же здорово. Это правильно.

Но давайте вернемся к теме сбора сигналов с территорий и концентрации их в Думе. Как пример могу привести случай, когда депутаты стали анализировать, как с помощью своих полномочий мы сможем помочь приемным семьям, которые воспитывают усыновленных или опекаемых детей. И как раз через детские сады нашли одну из форм содействия таким семьям.

Предоставление льготной очереди и освобождение от оплаты за присмотр и уход за детьми в детском саду. Депутаты нашли такую возможность не только для опекаемых детей, но и для усыновленных. Нам говорили, что, когда ребенка усыновляют, родители не хотят заявлять, что он усыновленный. Мы сделали анализ ситуации. В 2016 году такой льготой воспользовались 45 опекунских семей и 12 с усыновленными детьми. В 2017 году - 37 опекунских и 13 с усыновленными. В общей сложности за неполных два года 107 семей, которые воспитывают опекаемых и усыновленных детей, получили эту льготу и не оплачивали услуги по присмотру и уходу за детьми. Это очень важно для таких семей.

Сегодня у нас есть общественный запрос на тему, что еще волнует опекаемые семьи, которые воспитывают детей, оказавшихся без попечения родителей. Планируется провести отдельный семинар, в котором примет участие Светлана Владимировна Каня, которая возглавляет известную в городе общественную организацию «Клуб приемных родителей».

Оказалось, есть еще одна проблема: как воспитатели, педагоги воспринимают приход в группу ребенка, который раньше воспитывался в детском доме. Как он начинает контактировать именно с педагогическим составом? Будут ли его жалеть, относиться к нему с особой бережливостью? Нужно ли ему такое внимание, такое отделение от коллектива? Конечно, нет. Ребенок не должен чувствовать оторванность, он должен чувствовать себя полноправным членом этого маленького общества. И сегодня педагогов нужно этому учить. Уже договорились со Светланой Владимировной о проведении первого семинара по адаптации педагогической среды.

- Вы думаете, что система образования сегодня должна быть более открытой?

- Сегодня в обществе есть запрос на то, чтобы система образования допускала к образовательному процессу и воспитанию детей не только профессиональное сообщество и родителей, но и институты общественного влияния: такие как попечительские советы, родительские комитеты, общественные организации, экспертные сообщества, а также депутаты.

Считаю, что родителям необходимо активнее обращаться к депутатам, а депутатам - активнее выходить в детские коллективы. Такое взаимодействие через 5 лет поможет вырастить новых граждан города Владивостока, которые будут знакомы с депутатами, возможно сами станут депутатами и будут строить новый Владивосток.

 

Источник: ИА PrimaMedia

Ключевые слова: детскиесадыдетям
Ссылка для блогов