Юрий Корсаков: Приморские депутаты добились дорожно-финансовой дисциплины
На фоне успехов и неудач, которые пережило Приморье с начала 2018 года, незамеченным оказалось такое масштабное достижение, как своевременное проведение торгов на ремонт краевых и муниципальных дорог. Таким образом, впервые удалось переломить негативную тенденцию не освоения бюджетных средств по жизненно важному для Приморья направлению. Заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Законодательном собрании края, куратор по работе с партийными проектами, координатор партпроекта «Безопасные дороги» в Приморье Юрий Корсаков рассказал о перестройке работы в дорожном хозяйстве региона.
- Юрий Михайлович, год-два назад каждое четвертое выступление краевых депутатов было связано с критикой состояния дорог в Приморье, с тем, как плохо работают подрядные организаций и главный распорядитель бюджетных средств – департамент транспорта и дорожного хозяйства Приморского края. Критики стало значительно меньше, какие на то причины?
- Чем была вызвана критика депутатов ЗСПК? Каждый из нас передвигается по тем же самым дорогам, что и наши избиратели. Не хуже любого другого приморца я знаю, как на самом деле обстоят дела на автотрассах. Пока оставим за скобками дороги Владивостока, по поводу которых мне каждый день жалуются избиратели. Год назад многие важные краевые дороги – Владивосток-Находка, Шкотово-Партизанск – находились в ужасном состоянии. Хотя до идеала, конечно, далеко, сегодня эти магистрали приведены в норму.
- Экс-руководитель «Примавтодора» Дмитрий Горлов указывал на нехватку средств, выделяемых на содержание и ремонт дорог. А краевые чиновники и вовсе указывали, что ежегодно ремонтируется лишь 10% краевых и межмуниципальных трасс от того, что требуется по нормативам. Насколько это верные цифры?
- Размеры бюджетных ассигнований ежегодно растут. В 2012 году, когда был создан дорожный фонд Приморского края, он составлял 6,8 млрд рублей. В 2018 году в фонд собирается 12,25 миллиарда рублей. Хватает ли этого количества на ремонт и содержание 7,5 тысяч километров дорог?
Например, в Хабаровском крае на содержание километра дороги расходуется 650 тысяч рублей, примерно вдвое больше, чем в Приморье. На содержание федеральной дороги, которая проходит в нашем регионе, российский бюджет ассигнует 1,3-1,5 миллионов рублей на километр, в зависимости от категории, то есть, в 4-5 раз больше, чем мы тратим на краевые. Климатические условия одинаковые.
Но, в то же время, ежегодно растут расходы на содержание краевых дорог – в 2017 году - 2,396 миллиарда рублей, что больше на 8,1% уровня 2016 года, в 2018 году – 2,7 млрд., рост на 12,5%. Темпы намного опережают инфляцию.
Чем лучше мы ремонтируем дороги, тем меньше средств расходуется на содержание. К сожалению, в 2012-17 годах объемы ремонта были в разы меньше, чем в предыдущий период. Озвучивалась такая цифра, что недофинансирование ремонта – около 5 миллиардов рублей в год. Учитывая, что капитальный ремонт дороги должен производиться раз в 6 лет, теоретически у нас его требуют почти 100% дорог!
- Получается, чтобы выправить ситуацию, нужно половину краевого бюджета направлять на укладку асфальта?
- Механическое увеличение ассигнований в разы ничего не даст. На наш взгляд, бюджет выделяет значительные средства. Достаточны они или нет относительно некой абстрактной потребности – один вопрос. Другой вопрос – из года в год были проблемы с освоением средств, которые заложены в бюджете. Один-два миллиарда в год не осваивали!
Одна из причин заключалась в том, что поздно проводились торги. Зачастую деньги распределялись в октябре-ноябре. Выпадает снег, какой уж тут ремонт!
Депутаты целенаправленно работали над тем, чтобы навести финансовую дисциплину. Выступала с критическими замечаниями «Единая Россия» и другие фракции, работала Контрольно-счетная палата, прокуратура. Удалось добиться беспрецедентного результата – уже в апреле 2018 года стало ясно, кто выступает подрядчиком по 95% работ по содержанию, ремонту, строительству дорог. И все пошло намного веселее, чем раньше.
В 2018 году наибольший объем ремонтных работ запланирован по программе «Безопасные и качественные дороги» - отремонтируют 87 километров краевых и муниципальных дорог. В феврале-марте были проведены торги, что позволило уже весной начать работы на краевых дорогах и во Владивостоке. В начале июня начались работы и во всех муниципалитетах, участвующих в программе (Владивосток, Артем, Шкотовский и Надеждинский районы). По контрактам срок выполнения этих работ - в ноябре текущего года, все работы идут в графике. Несколько объектов (участки на дороге Раздольное-Хасан, подъезд к станции Угольная) уже готовы к сдаче.
Всего в нынешнем году запланировано отремонтировать 123 километра автодорог регионального значения.
- Много критики в отношении АО «Примавтодор», которое называют монополистом. Как вы считаете, не нуждается ли предприятие в смене вектора развития?
- Считаю, к векторам предприятия, где работает 3 тысячи человек, надо подходить взвешено. А в том, что отрасль испытывает недостаток конкуренции, сомнений не возникает. Попробуйте независимый представитель малого бизнеса, производитель асфальта, бетона, дорожный строитель, зайти вот так вот просто на этот рынок. В общем, для Приморского края «Примавтодор» является тем же, чем «Дороги Владивостока» были раньше для краевой столицы. Распределение подрядов на щебень, гравий, асфальт, выполнение субподрядов происходит среди определенных юридических лиц. Инертные материалы добываются в десятках мест, а закупаются (к примеру), в ВБЩЗ (Владивостокский бутощебеночный завод, - прим.ред.авт). Производителей асфальта немало, но закупки идут, допустим, в «Трилитоне». Сложно поверить, что резервов для экономии нет, если круг субподрядчиков узок.
С другой стороны, почему «Приавтодор», крупнейшее предприятие, где идет обновление автопарка за счет бюджета, не претендует на достойные заказы в рамках строительства новой автомагистрали Владивосток-Находка? Такое впечатление, что у прежнего руководства компании не было иных задач, кроме как получить и освоить энное количество миллиардов бюджетных денег. В чем им, в общем-то, никто не препятствовал.
- Как вы оцениваете перспективы превращения приоритетного партийного проекта «Безопасные дороги» в национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»?
- Проект, подготовленный Минтрансом, предполагает реконструкцию трасс и развязок, приведение их в нормативное состояние, что необходимо для расширения пассажирских и грузовых перевозок, более устойчивого развития торговли и экономики. В 2017-2018 годах в проекте участвует Владивостокская агломерация, за два года на приведение в нормативное состояние дорог будет израсходовано около 3 млрд рублей.
Расширенный национальный проект касается всех региональных трасс, к 2024 году планируется привести к нормативному состоянию 51%. В агломерациях количество дорог, соответствующих нормам увеличится к этому времени до 85%.
Качественная дорожная сеть должна способствовать снижению смертности на трассах. Этот показатель постепенно снижается – в том числе, у нас в Приморье, а в качестве ориентира Минтрансом установлен порог не более 4 погибших на 100 тысяч человек.
Проект нужный и полезный, уже доказавший свою действенность. Но – важно, как мы относимся к его реализации здесь, в Приморском крае. Вырастут размеры бюджетных ассигнований, и мы обязаны их израсходовать максимально эффективно. Целевой показатель смертности в ДТП я бы установил нулевым.