Образование для детей с ОВЗ должно быть доступным
Образование для детей с нарушениями в психофизическом развитии должно стать доступнее. Задача и государства, и общества создавать условия для адаптации каждого такого ребенка к дальнейшей полноценной жизни. Об этом говорилось на заседании круглого стола «Вопросы организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья», которое состоялось во Владивостоке 13 марта в рамках партийного проекта «Новая школа» при участии представителей коррекционных школ города, общественных организаций и родителей детей с ОВЗ.
В системе дошкольного образования города Владивостока обучаются дети с ОВЗ и дети-инвалиды, организованы группы по адаптированным программам дошкольного образования и группы кратковременного пребывания, созданы условия для занятий по дополнительным образовательным программам, то есть обеспечиваются оптимальные условия для успешной интеграции детей с задержками в развитии в среду здоровых сверстников. Однако проблемы начинают возникать, когда дошкольный этап уже пройден. Возможности общеобразовательных школ не позволяют принять на обучение всех детей с ОВЗ, а количество детей с расстройствами ежегодно растет.
«Сегодня в коррекционных школах Владивостока обучается 508 детей инвалидов. Но существуют и другие, не охваченные образованием дети, которым предстоит не только вырасти и получить образование, но и преодолеть равнодушие общества», - рассказала заместитель директора Владивостокской специализированной коррекционной общеобразовательной школы – интерната №2 VIII вида Ольга Килина, характеризуя ситуацию с детьми с ОВЗ в столице Приморья.
«Если даже коррекционные школы не могут принять всех желающих, то какова же ситуация с краем?», - заметила региональный координатор проекта «Новая школа» Елена Новицкая, обсуждая с экспертами педагогами возможности социализации детей с задержкой в психофизическом развитии, расстройством аутистического спектра и детей-инвалидов.
Выслушав мнение родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, участники заседания выработали общее предложение – о необходимости создания краевого ресурсного центра для семей, имеющих на воспитании детей с ОВЗ.
Еще один аспект, на который обратили внимание педагоги – кадровая проблема. Сегодня обычные школы могли бы организовывать классы для детей с расстройством аутизма. Такой класс создан в МБОУ СОШ №74, где проходят обучение и социализируются 8 аутистов с нормой интеллекта. Но нужны высокопрофессиональные специалисты, которые знают, как работать с такими детьми.
По словам Елены Новицкой, основной проблемой при организации разных способов обучения детей с ОВЗ является оторванность нашего образования от потребностей семьи, воспитывающих такого ребенка. Она отметила что помимо специализированных школ коррекционные схемы и адаптивные курсы должны внедряться в образовательных организациях обычного типа. И эта работа ведется, хотя надо признать, что инклюзия в обычной школе – все еще исключение и экзотика.
«В последние годы в России предпринимается немало усилий по повышению качества жизни детей с ограниченными возможностями здоровья, семей, в которых они проживают. Когда в семье появляется ребенок с нарушениями в развитии, не секрет, что многие родители находятся в растерянности, зачастую не понимают, как реабилитировать, социализировать ребенка. И здесь задача и государства, и общества создавать приемлемые условия для адаптации такой семьи к дальнейшей полноценной жизни, чтобы каждый ребенок получил образование и вступил в полноценную жизнь», - подчеркнула Новицкая.